Картонаж / Cartonnage

О картонаже я узнала не так давно... так думала :) Оказывается, он был перед моими глазами еще в детстве. Вот такие шкатулки-коробочки делала моя бабушка из открыток и картона. Хранила в них разные бумаги: книжки с оплатой за электричество, поздравительные открытки.

шкатулка из картона, Сartonnage
Шкатулки гладкие на ощупь, поэтому всегда думала, что они покрыты лаком. Когда фотографировала, то хорошенько их рассмотрела и увидела, что это пленка. Расспросила у папы. Оказывается, что сверху открытки в коробочках защищены пленкой для фотографий. 
Некоторые открытки с рельефом, который прощупывается под пальцами.

шкатулка внутри
Все коробочки не склеены, а сшиты толстыми нитками. Внутри картон от разных тетрадей, бухгалтерских книжек. Представляю, как трудно было в деревне отыскать кусочек обычного чистого картона. 

коробочка-шкатулка
Чтобы удобно было открывать на всех шкатулках предусмотрены такие помпончики. Некоторые не сохранились, наверное, моль сожрала :) Местами нитки тоже не выдержали испытание временем.
Много времени понадобилось, чтобы шилом сделать дырочки, а потом все сшить!! Терпения бабушке было не занимать.

ваза из картона
Есть даже рукодельная ваза. Я помню, как в ней стояли искусственные цветы зимой.
У кого в деревне есть такие изделия картонажа? Признавайтесь :)

Спасибо, что заглянули! Приятного дня!

Комментарии

  1. Здорово! А я то думала как называется такое творчество? Больше склонялась обозвать его скрапбукингом) У меня тоже есть такая шкатулочка из открыток, немного другой формы, а на крышечке моя детская фотография. Это делала студентка-практикантка, которая снимала комнату летом у бабушки-дедушки в деревне. Я тоже всегда удивляюсь как в деревне, в таких не очень приспособленных условиях делалась такая красота. Дед наш заказал у нее каждой внучке по шкатулке с персональной фотографией. Теперь храню как память о деде, и тех счастливых временах детства)

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Сейчас картонаж совсем не такой. Картон обтягивают тканями, украшают всячеки ... :)
      Спасибо, Оксана, что поделилась. Воспоминания часто в таких вещах и подарках от близких!

      Удалить
  2. Не осталось таких шкатулок совсем, все выкинули :( Раньше на них даже мода была, потом всё отошло. Как говорится, всё новое - это хорошо забытое старое. Меня в детстве папа учил делать такие шкатулки, так интересно было. Утилизировали праздничные открытки, их так много скапливалось :)) Только не такие большие делала, ваша - настоящий ларец!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Елена, о такой моде и не подозревала :)
      Сейчас коробочкам уже, наверное, около 40-50 лет. Они раньше намного в лучшем состоянии были, и тоже в детстве казались волшебными))

      Удалить
  3. Ух ты, у соседской бабушки в детстве на даче была точь в точь такая же шкатулочка из открыток с розами! Я всегда замирала, когда её видела. :-) Спасибо за воспоминания.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. В детстве многие вещи нам кажутся волшебством. Такие моменты приятно вспоминать :)

      Удалить
  4. Да, я тоже такие помню. Приезжала к бабушке на каникулы и всегда рассматривала. Но у нас не сохранились, а жаль.

    ОтветитьУдалить
  5. Надо же! У моей бабушки очень похожая шкатулка есть, только на ножке! Если не забуду-сфотографирую :) И открытки очень похожие! Я даже в детстве удивлялась, как такое можно сделать своими руками? ))))

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Алла, у нас тоже на фигурных ножках есть, но они от времени примялись. Фотографировала ту коробочку, что в лучшем состоянии. Наши бабушки и не могут! :)

      Удалить
  6. Я и сама такие делала))))))у мамы ещё одна и стоит моя))))))увлекательный процесс!!!)

    ОтветитьУдалить
  7. Ой, наверное все, у кого было советское детство, помнят эти шкатулочки. Я одно время собирала открытки (ах, Зарубин!) и мечтала, что когда-нибудь тоже сделаю себе такой "ларец" ))))) И, кстати, тоже была уверена, что их покрывают лаком.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Я тоже немного собирала, Наташа. Сюжеты Зарубина многие обожали))

      Удалить
  8. Для меня всегда было кощунственным такое отношение к открыткам, особенно когда их резали на дурацкие шторы из скрепок!
    Но такие встречала у знакомых.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Алеся, для тебя как коллекционера они представляют ценность, а для других людей нет :) У меня сынок марки с конвертов сдирает, хоть и не собирает так уж, но мимо интересной пройти не может :)
      Шторы тоже помню ))

      Удалить
  9. помню такой ларец у одной из моих двоюродных бабушек ) немного форма крышки другая и ножки фигурные были, и тоже под пленкой

    он мне в детстве казался таким шикарным )))

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Детство замечательная пора, столько интересного вокруг! Куда оно потом все девается?!...

      Удалить
  10. Василинка! Аааа! Навеяла воспоминаний море! Мы с бабулей такие делали в детстве! И ваза была, и сундучок, и шкатулка... А в вазу бабуля крутила бумажные цветы, слова оригами тогда я не слышала, но цветочки точно были оригами! Или полевые сухоцветы. Не знаю как называются цветочки, на тонких стебельках бордовые, немного вытянутые шарики, высыхают и такими долго остаются. А еще, чертополох и лимониум, на Алтае его целые поля, красота! Такая коробочка только одна сохранилась у моей тети...
    Василинка, спасибо за воспоминания!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Всегда рада, Олеся :)
      Наверное, ты о бессмертнике? Они засыхали и не теряли окраску и форму, тоже помню такие.
      Спасибо, что поделилась!

      Удалить
  11. Василина, у моего дедушки ну точь в точь такая открыточная шкатулка до сих пор хранится в шкафу!!!))) обязательно сфотографирую, когда поеду в село) да и сама нечто похожее в детстве мастерила. А вот вазочку впервые вижу - очень красиво!

    ОтветитьУдалить
  12. Мы в школе в младших классах делали мамам на 8 марта похожие вазочки из открыток)

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Не совсем похожие, конечно же, намного проще, но задумка та же)))

      Удалить
    2. Аня, мы нет :)
      Нигде таких не встречала, а может внимания не обращала ))

      Удалить
  13. у меня была когда-то в детстве такая, успешно потерялась)) при переезде...

    ОтветитьУдалить
  14. У нас в деревне тоже такая шкатулка была :) В ней хранились бабушкины брошки. Давно, правда, ее не видела, наверное на чердак отправили...

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Наташа, на чердаке обычно все быстро приходит в негодность от перепада температур :)

      Удалить
  15. Мы тоже такие в детстве делали. Только без шила. Вставляли в толстую иголку нитки № 10 и шили. А иногда, вместо ниток, использовали юсеньку проволоку (в изоляции). И пазлы по-советски делали : брали открытку и резали ее на кучу мелких кусочков, а потом собирали ))))))))

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Ольга, пазлы мы тоже делали. Спасибо, что напомнила :)

      А еще такие картинки из полосочек. Обычно 3 одинаковых открытки резались на тонкие полоски, потом поочередно одинаковые полоски наклеивались и получалось вытянутое изображение. Вспомнила :)

      Удалить
  16. Мы с тетушкой делали тоже такие шкатулочки, тоже без шила, а еще у нее до сих пор в ходу хлебница (чудо инженерной мысли) в этой технике))

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Гульфия, вот это да!!! Хлебница! Вот бы посмотреть... :)

      Удалить
  17. Интересная технология. А для вас - семейная ценность.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Татьяна, ну ценность-не ценность, а история. Вот бабушкины вышивки и салфетки храним!!

      Удалить
  18. Ой, и я такую шкатулочку делала!!!
    Правда она канула лету, но все же ковыряла дырочки шилом , и пальцам чуток доставалось!!!

    ОтветитьУдалить
  19. И в моем детстве такая шкатулка была :) А еще самодельные закладки из открыток, а сверху фотопленка, с которой соскоблили фотослой (не знаю, как правильно называется) и все это по дырочкам на фотопленке сшито толстыми нитками :)

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Чего только не придумают умельцы! :)
      Спасибо, Элона.

      Удалить
  20. Я такие делала!:) Еще одна сохранилась, стоит у бабушки в серванте, я даже ее пофоткала для истории, но в блог все нет времени запостить. Кстати, недавно пришла в голову мысль опять такую шкатулку сделать и Дашу научить)

    ОтветитьУдалить
  21. Вот только недавно на работе обсуждали, что в нашем детстве бабушки и мамы делали такую красоту))) но у меня в семье такого не делали или я была слишком маленькой и не успела запомнить этого))

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Да, Оксана, делали. Да и сейчас делают многие))
      У всех разные увлечения, может не нравилось.

      Удалить
  22. Василинка, я сама такие коробочки делала. В нашем дворе было повальное увлечение, перепортили кучу открыток.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Вот сколько собралось умельцев по коробочка-шкатулкам!
      Спасибо, Ира.

      Удалить
  23. Василин, как же твой пост и эти фотографии всколыхнули воспоминания девчонок! Да и мои тоже))) Сама в детстве пыталась что-то подобное соорудить, но дальше обычной прямоугольной коробочки дело не дошло)))

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Да, Оля! И мне приятно, что оказалось много общих детских воспоминаний и увлечений :) Беззаботное время!

      Удалить
  24. А я пам"ятаю,в школі на уроках праці ми робили такі шкатулки і ще-у вигляді гриба))),але,на жаль,нічого не збереглось.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Людмила, було б цікаво побачити. Ми на праці шили більше :)

      Удалить
  25. Да да да у меня у бабушки были такие!!!!

    ОтветитьУдалить
  26. Я тоже делала такую шкатулку в школе и она у меня до сих пор живет! Василина, Спасибо за пост! Сразу столько воспоминаний о детстве!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Всегда рада, Маргарита!
      Заходите в гости :)

      Удалить
  27. В далеком детстве мы тоже делали такого плана шкатулки. Ностальгия))

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Татьяна, вот сколько мастеров по шкатулкам оказывается! ))

      Удалить
  28. Василинко, доброго дня! Знаю Вас яерез інтернет-крамничку - дуже мені подобається у вас запасатися чудовими рукодільними штучками. А сьогодні натрапила на цей ваш блог - і зразу стаю ПЧ - чудові дописи!
    У нас теж було декілька схожих шкатулочок - мій дідусь сам їх робив, але я по своїй дурості (бо тепер це вже розумію і інакше назвати не можу, хоча нічого вже й не повернеш) спалила їх, як і багато речей, за якими страшенно зараз жалкую.....

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Дякую за компліменти магазинчику, Ольга! Дуже приємно :)
      А ще радію, що Вам сподобався мій блог.

      Ніколи не знаєш, що будеш цінувати через роки. Деколи здається дрібничка, а потім виявляється, що був скарб ))
      І давайте на "ти" )) Так простіше.

      Удалить
    2. З радістю перейду на "ти". Будем знайомі.
      З роками поіншому дивишся на речі, і цінуєш зовсім інше - дякую, що знайшли нам таку пам"ятку - в кожного є якісь спогади , пов"язані з такими речами, згадується якийсь період життя, який , на жаль, вже не повернеш

      Удалить
    3. Домовились :)
      Навіть втрачені речі залишаюся за нами - в пам"яті. Часто циклічність життя повертає їх нам у новому вигляді.

      Удалить
  29. Сижу и улыбаюсь)))) У бабушки была такая шкатулка. Мне она настолько сильно нравилась, что и себе захотела. Сделала (мне тогда лет 12 было) и мы долгое время в ней нитки хранили (на крышечку изнутри пришила подобие игольницы). А вторую делала на высокой ножке. Уже и не помню кому ее подарили.
    Эх! Такие милые, добрые воспоминания. Спасибо!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Ирина, мне приятно, что всколыхнула приятные воспоминания!
      Сколько таких мелочей еще хранится в нашей памяти...
      Заглядывайте :)

      Удалить
  30. И я помню такие, из далекого-далёкого детства :) в 1 ими 2 м классы мы даже кажется делали что-то подобное))

    ОтветитьУдалить
  31. Сколько приятных воспоминаний. Сама не делала, но шкатулочки такие видела. Старшая сестра сшивала, а у меня сил не хватало иголку протаскивать. Иголка была такая большая, цыганская. Помню сестра ее у дедушки брала.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Алена, при мне бабушка не шила, но отец говорил, что шилом делались дырочки в стенках.
      Приятные воспоминания детства :)

      Удалить
  32. Василинка, прикинь, я как фотографию увидела- в голос заорала!! Я когда совсем маленькая была у подружки бабушка такие шкатулки делала, как же я ей завидовала!! Мне казалось это вообще такое сокровище!! И уже много много лет такое не встречала. а тут -бац! как привет из детства!!! прям слезы навернулись... Храни их!!!!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Татьяна, все мы родом из детства. Часто такие вот детальки настолько врезаются в память, что если и хотел бы специально не запомнил :)
      Спасибо.

      Удалить
  33. Так вот оно как называется!! :))
    И у нас таких была парочка от бабушки... спасибо за новость (я про название этого вида творчества). Буду знать. Картонаж!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Анна, сейчас картонаж совсем другой: с обтяжкой тканями, сложнейшими конструкциями... Но все когда-то и с чего-то начиналось :)

      Удалить
  34. Правда,спасибо за воспоминания.я тоже в детстве делала такие шкатулочки. в качестве материалов-отмытый рентгеновский снимок и открытки.,а чтобы стежки ровные были-строчила на швейной машинке без нитки,..а еще отмывали фотопленку и делали закладки для книг по такому же принципу...

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Ele Nika, и Вам спасибо!
      Такие вещи не забываются, они временно хранятся в чердаках нашей памяти :)

      Удалить
  35. У нас была такая шкатулка, и даже не одна. И мы с подружкой пытались даже такие делать... Ностальгия...

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Евгения, меня такое увлечение обошло стороной, но многие девочки тоже делали такие коробочки-шкатулки :)

      Удалить

Отправить комментарий

Популярные сообщения из этого блога

Выкройки кошельков

Клевер / Clover

14 день войны